Back to Top

На Курской биосферной станции ИГ РАН с 30 мая по 01 июня 2016 г. прошла летняя научная школа “Приграничное измерение межгосударственных взаимодействий”.

В условиях глобализации и региональной интеграции приграничные районы превращаются в зоны контакта между экономическими, социальными и культурными пространствами соседних стран, быстро развивающиеся территории и очаги инноваций. Вместе с тем, в приграничье многих стран сохраняется напряженность, не урегулированы десятки территориальных конфликтов, угрожающих политической стабильности в обширных регионах мира.

Уникальная особенность России – многососедское положение. После признания Абхазии и Южной Осетии наша страна граничит по суше с 16 государствами: такого числа соседей нет ни у одной другой страны мира. Это значит, что Россия неизбежно втянута в дела многих регионов и сталкивается с огромным разнообразием проблем соседства (экологических, экономических и политических вызовов), набор которых сильно различается от одной пары границ к другой: их общая протяженность – свыше 12 тыс. км. Помимо этого, российское пограничье исключительно разнообразно по природным условиям, степени освоенности, структуре хозяйства, социально-экономической обстановке. Сильно различается и характер соседства с сопредельной страной – степень социально-культурной контрастности, история и современное состояние двусторонних отношений, предпосылки и уровень приграничного сотрудничества, существующие и потенциальные угрозы национальной безопасности. Все это требует тщательного анализа и изучения сейчас и в будущем.

Организаторы ставят перед собой цель способствовать формированию у участников летней научной школы знаний, компетенций и навыков для проведения собственных исследований в области пограничных исследований. В течение трех дней планируется провести лекции, мастер-классы и полевые экскурсии. Участники летней научной школы познакомятся с современными российскими и зарубежными исследованиями государственных границ и пограничий, сформируют представление о роли государственной границы и соседства в межгосударственных взаимодействиях России, политическом и социально-экономическом развитии ее регионов, приобретут необходимые компетенции в оценке ситуации на пограничных территориях, в анализе трансграничных взаимодействий и их роли в межгосударственных отношениях, а также усвоят базовые навыки использования старых и новых методов исследования границ и пограничий.

Целевая аудитория летней научной школы 2016: магистранты, аспиранты, молодые исследователи до 35 лет.

Программа мероприятия:

программа летней школы

Информационное письмо